История образования


 

 

Образовалось село Спасское Кулаево после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. Первым здесь поселился татарин Кулай (в переводе с татарского – удобный). Казанское ханство было разбито, тысячи русских людей были освобождены из плена. С целью укрепления русского государства Иваном Грозным был издан Указ о выселении лиц татарской национальности на 40 вёрст в окружности Казани и заселении русскими людьми в течении короткого времени. Откуда же население Спасское Кулаево? 1735 году на средства помещика Ивана Фёдоровича Люткина была построена каменная церковь. Открылась она к празднику Спаса. С тех пор село стало именоваться Спасское Кулаево.По говору жители села ближе к северной костромской группе. «Писцовые книги города Казани говорят, что служивые люди Люткины получили в Казанском уезде деревни Кулаево, Тагашево, Уланово, Куюки, в которые были переведены крестьяне из поместий близ Углича и Костромы». Из архивных сведений за 1885 год известно, что «село при речке Шемёлка на Нагайском торговом тракте, от города 29 вёрст». Крестьяне, жившие близ церкви, придерживались старообрядческих порядков. Позднее они были выкуплен Церковь с. Кулаево 1762 г.Фото 60-х гг. XX в.Казанскими купцами – раскольниками и до 200 семей переселились в Казань, некоторые из них впоследствии сами стали купцами. С их выходом церковь осталась в конце села.

 В 1882 году в селе был ряд пожаров, в которых сгорела большая часть села 172 двора. На 1885год в селе осталось 370 женщин и 365 мужчин, русской национальности. В селе была каменная часовня, хлебный магазин (деревянный), два красильных заведения, кузница, мелочная лавка, одно питейное заведение.

 

     Усадьба почётного гражданина Апакова Измайла Исхакова, купца первой гильдии имела 9 домов, водяную мельницу, пасеку, 771 десятины земли. Земля эта с мельницей и питейным заведением была преображена им в 1867 году. Прежние владельцы: Варвара Николаевна Пьехачева (по первому мужу княгиня Долгорукова), которой это имение досталось от матери – коллежского советника Анны Ивановны и брата Александровича Стрелковых в 1844 год. Им же принадлежала 1272 десятины в даче «Пустошь Шали» (Лаишевского уезда).

 

 

     В 1877 году при содействии приходского священника А. Бокова была открыта земская школа. А 1888 году всё имение было скуплено очень богатым помещиком Осипом Яковлевичем Молотковым, который, по рассказам старожилов, имел ещё имения в Сорочьих горах, Крыму и чайную плантацию в Китае.

 

  В 1890 году Молотковым был построен двухэтажный особняк с балконом в 300 м. от берега реки Мёша. Приезжал Молотков в имение нечасто, больше здесь находились его дети. Все дела вёл управляющий в имение. Помещик умер в1915 году в Сорочьих Горах, а отпевать его привозили в Кулаевскую церковь. После его смерти имение перешло к сыну – Якову Осиповичу, который нередко приезжал в село на машине (диковины того времени) и детям, бежавшим за машиной, бросал медяки и конфеты.

 

    Когда власть перешла к Советам управляющий имением и прислуга бежали, прихватив с собой всё, что смогли увезти. Двухэтажная помещичья усадьба (среди селян «Белый дом) стоит до сих пор. Долгое время, до 1987 года на верхнем этаже был детский сад совхоза «Кулаевский», а нижний этаж использовался под жильё. В одной из комнат нижнего этажа, некоторое время располагалась сельская библиотека.

 

   Исстари, спассцы-кулаевцы славились как отличные кузнецы, валяльщики, плотники. В селе отмечали три престольных праздника: Никола Летний – 22 мая, Никола Зимний – 19 декабря и Спас – 14 августа. В 1914 году в волостном селе Кулаево насчитывалось 138 хозяйств. В 1919 году на земле бывшего помещика Молоткова было образовано советское хозяйство «Центросоюз». В него вошли такие владения бывшей помещицы А.Е. Паллихи (в районе д. Карповка). Это был первый совхоз в районе. В 1922 году «Центросоюз» был переименован в совхоз им. Григорьева. Туда и пошли Кулаево (С революцией первое   название села «Спасское»,   окончательно утратило своё название), Барановка, Крутовка, Карповка.

 

   В 1929-30 г.г. началось «массовое вступление крестьян в колхоз» В совхоз «Кулаевский» объединились 27 единоличных хозяйств, 100 хозяйств входило в колхоз «Новая жизнь».                                                                                                                                                                                                                                         

 
 
 

 Первым председателем колхоза был Сергей Архипович Луканихин, а организатором создания колхоза был Павел Семёнович Афанасьев (погиб в 1942г). Название колхозу «Новая жизнь» дала учительница                                                         

 

   В 1929-30 г.г. началось «массовое вступление крестьян в колхоз»

 

В совхоз «Кулаевский» объединились 27 единоличных хозяйств, 100 хозяйств входило в колхоз «Новая жизнь».                                                                                                                                                                                                                                         

 

   Первым председателем колхоза был Сергей Архипович Луканихин, а организатором создания колхоза был Павел Семёнович Афанасьев (погиб в 1942г). Название колхозу «Новая жизнь» дала учительница                                                         Суганова Екатерина Ивановна.

 

    Первым директором совхоза «Кулаевский» был, Ключа Г.Е. Первым коммунистом села была Тихонова Александра Филипповна, она же была председателем и секретарём Сельского совета. Первыми комсомольцами были: Якимочев Дмитрий Сергеевич, который в 1932 году по комсомольской путёвке уехал на Дальний Восток, Сергей Афанасьевич Спиридонов (погиб на фронте), Кабанов Николай Алексеевич.

 

   Не прошла мимо села и волна раскулачиваний.    Репрессии, также коснулись этих мест. Пять жителей села были увезены в неизвестность. Архипов Егор Панфилович посажен за анекдот. Бочкарёв Павел Петрович, Суворов Василий Логинович, Кочережкин Пётр Иванович были посажены за критику. Осипов Кирилл Иванович участник первой мировой войны, был в плену. Говорили, что был очень умным и начитанным человеком. В кругу друзей им были сказаны слова «…»Мы идём не по ленинскому пути». Этого было достаточно , чтобы быть увезённым в воронке. Погиб в штрафном батальоне под Сталинградом. Его имя высечено на плите Малахова Кургана.

 
                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Населенный пункт Карповка названа по названию озера Карпово, на сессии Кулаевского сельского совета народных депутатов в 1966 году.

 

 До революции 1917 года Карповка была хутором, заимкой помещицы Тальихи, у которой была усадьба в с.Тогашево, был большой сад. Сама помещица жила постоянно в Петербурге. На заимке помещица построила двухэтажный деревянный дом, в котором жили работники, которые работали на скотном дворе, ухаживали за крупнорогатым скотом, косили траву, заготавливали сено. Была небольшая пекарня, где пекли хлеб для работников. По рассказам 90 летней жительницы (она запомнила помещицу летом 1917г. в праздник на «Троицу»). На «Троицу» в деревнях около церкви собирались пожилые, молодежь, дети, все нарядно одеты, водили хоровод.   Приехала барыня, она была не молодая уже, все ей поклонились, она начала раздавать молодым- деньги, а детям- сладости.

 

   Свершилась революция 1917г. Поместье разорилось, по бедным семьям раздали коров, лошадей, овец. Помещица сама раздала одежду. На хуторе ничего не ломали, не увозили. Саму помещицу увезли в Казань, там был дом Кикиных, туда свозили всех раскулаченных господ. Тому, кто увозил ее в Казань, помещица дала денег и сказала: «Сейчас нас разоряют, а потом и вас не пощадят».

 

 В годы коллективизации организовывали колхозы и совхозы. В д.Карповка привозили раскулаченные дома и строили для рабочих. На хуторе жили и работали пленные австрийцы, которые в 1914 г. попали в плен. После организации хутора в совхоз пленных стали отправлять домой.

 

 В 1927г. хутор входит в совхоз Кулаевский, как ферма №2. Первым директором совхоза был т.Клюга. В совхозе разводили лошадей, коров, свиней, была пасека. В деревне открыли столовую, где по талонам питались рабочие. Здесь же выдавали хлеб, выписывали мед, сливочное масло. Жизнь шла все вперед, организовали ликбез, который посещали доярки, рабочие, молодежь, а занимались в столовой, школы еще не было. Ликбез просуществовал до 1933 г., потом открыли школу 2-х классов, первым учителем в Карповке был Архангельский, который летом работал пасечником.

 

 Клуба не было, кинофильмы привозил киномеханик на лошади из с. Кулаево и показывал в омшанике.

 

 1941год – начало Великой Отечественной войны. На фронт ушли многие жители деревни, остались женщины, дети и старики. Во время войны д. Карповка была как подсобное хозяйство от 16 завода г.Казани.

 

   В 1955 г. построили здание клуба, организовали передвижку библиотеки, книги привозили из Кулаевской библиотеки. Первым библиотекарем в Карповке была Сидорова Валентина Михайловна.

 

 Затем Карповка была соединена с д. Арышхазда, как отделение №2 птицеводства с/за «Кулаевский». В Карповке был построен инкубатор по выводу цыплят, помещения для содержания кур несушек. Через несколько лет все это было ликвидировано из-за неперспективности. Жители стали разъезжаться в другие места для поиска лучшей жизни.

 

 Карповку передают в колхоз им. Вахитова, а с 1980 г. д. Карповка начала развиваться как подсобное хозяйство Татреспотребсоюза. Построили асфальтированную дорогу, новые дома, здание начальной школы, магазина, кулинарии, контору, Машино - тракторный парк, кузнецу, инкубатор с компьютерной установкой для вывода гусят и освоения гусеневодства по венгерской технологии. Завезены племенные гуси из Венгрии.

 

 В 1988 г. проведены работы по водоснабжению и газификации села.

 

 В настоящее время хозяйство занимается разведением гусей венгерской, горьковской и линдовской породы и реализацией продукции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Деревня Большие Дюртили находится в Пестречинском районе, в 5 км к Юго-Западу от села Пестрецы. С одной стороны она окаймлена лесополосой, с другой – ее омывает небольшая речка Сулла, впадающая в полноводную реку Меша.

 

    Основной вид деятельности населения – полеводство, молочное производство, животноводство. Деревня Большие Дюртили известна с периода Казанского ханства. До реформы 1861жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством. В начале 20 века в деревне функционировали 2 молочные лавки. В этот период земельный надел селения общины составлял 731,7 десятин. До 1920 года деревня входила в Кулаевскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.08.1930 вошла в состав Пестречинского района. Число жителей: в 1782 – 111 душ мужского пола; в 1859 – 161, в 1878 – 319, 1897 – 325, в 1908 – 401, в 1920 – 416,Ю в 1949 – 357, в 1958 – 291, в 1970 – 217, в 1979 – 118, в 1989 - 44 человека.

 

   «Имя» деревни – видоизмененное татарское «дурт иле», что означает «четыре дома» или «четыре двора».

 

     История Дюртилей - очень древняя. Впервые о деревне упоминается в старинных рукописях 16 века, времен Казанского ханства. Селение, вначале крошечное, основано было, видимо, представителями тюркской нации, на что наталкивает само название. Несколько десятилетий после падения ханства оно «безмолвствовало», затем вновь всплыло в тех же рукописях, но уже в качестве собственности некоего помещика Андрея Замятни.

 

    Здешние места богаты плодородной землей и лесами. Естественно, что основными занятиями дюртилинцев испокон века были земледелие и бортничество. Деревенька расширялась постепенно, в 19 веке она состояла уже из 58 дворов. К прежним «специальностям» прибавилось шорничество. Кроме того, примитивное бортничество заменилось окультивированным пчеловодством с пасеками и автономными помещениями для зимовки пчел.

 

     Святой родник в деревне Большие Дюртили является предметом особой гордости.   Он не замерзает в самые лютые морозы, температура воды в нем летом и зимой постоянна – плюс 4 градуса. Чистотой же ключ сравним разве что с горным хрусталем. Десятки людей со всего района и из города приезжают, приходят на ключ 7 января, в день Святого Крещения Господнего.

 

 Не пугает прихожан крещенский мороз. Согревает их молитва и очищает живительная родниковая вода. По поверию, ни одна болезнь не пристанет, если окунуться в освященную родниковую воду.

 

   Сегодня в деревне Большие Дюртили проживает всего 28 человек. Правда, положение спасают дачники, летом их сюда приезжает видимо-невидимо. Летом в Дюртилях замечательно: рядом река, лес, воздух свежий. А самое главное, в деревне есть знаменитый родник с чистой целебной водой.

 

До 2011 года благоустройством родника занималось население. В настоящее время родник находится на балансе Кулаевского сельского поселения. Изменения очевидны: на месте тропинки с крутым спуском, ведущей к роднику, теперь лестница с перилами, установлены новые мостки, родник огорожен деревянным забором, но и жители села не остаются безучастными в жизни родника, территория систематически убирается, очищается дно, вокруг скашивается трава.

Культурно-историческое наследие с.Кулаево
  

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 21:22

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International